Развитие словарного запаса у детей с моторной алалией старшего дошкольного возраста

Курсовая
по предмету  Педагогика | Работа сдана в 2008 году
Страниц: 39 | Рисунков:0 | Таблиц:1 | 0% плагиата

Содержание

Введение3

Глава 1 Теоретические аспекты развития словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией6

1 1 Становление функций речи в онтогенезе 6

1 2 Особенности словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией 9

1 3 Описание методик формирования словарного запаса13

Глава 2 Опытно-эскмпериментальная работа по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста моторной алалией19

2 1 Диагностическая программа по выявлению и становлению словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией19

2 1 1 Уровни речевого развития 20

2 1 2 Диагностические задания22

2 1 3 Интерпретация результатов23

2 2 Содержание программы по развитию словарного запаса24

Заключение27

Список литературы28

Приложение31


Введение

В связи с тем, что в последние годы увеличивается число детей, страдающих алалией, то остро встает проблема коррекции речи таких детей. Научно обоснованных статистических сведений о распространенности алалии нет. Имеются данные о том, что среди детей дошкольного возраста алалия встречается примерно у 1%, а среди детей школьного возраста у 0,6-0,2%. В среднем можно считать, что алалия встречается у 0,1% населения.

Авторы подчеркивают, что у мальчиков это нарушение речи встречается в 2 раза чаще, чем у девочек.

Не все проблемы изучения алалии в настоящее бремя раскрыты. Но в отличие от предшествующих периодов, когда, По словам В.К. Орфинской, спорных вопросов и расхождений между исследователями алалии было больше, чем общепринятых положений, на современном этапе развития логопедии имеется больше общего во взглядах на алалию, больше общих точек зрения, чем разногласий. Общее проявляется в основных, принципиальных установках на понимание дефекта, его механизма, путей преодоления (23).

Состояние речи у детей с алалией характеризуется большим разнообразием и зависит от тяжести неврологического нарушения, условий воспитания и речевой среды, времени и длительности логопедического воздействия, а так во многом от компенсаторных возможностей ребенка: психической активности состояния интеллекта и эмоционально-волевой сферы (29).

Работу с алаликами надо начинать в дошкольном возрасте. В логопедической работе с дошкольниками преимущественно используется игровая форма работы. При этом, чем раньше начата работа, тем скорее удается обучить ребенка речи и тем больше шансов у ребенка своевременно пойти в школу. Также кругозор ребенка уже, мысли проще, речь в которой он нуждается, должна быть элементарной по построению и беднее по словарю, нежели школьника. Следовательно, и овладеть ею, догнать своих сверстников можно за более короткий срок. Дошкольный возраст, является благоприятным периодом для развития речи (16)

Должна учитываться не только специфика речевого недоразвития, но и особенности личности ребенка – алалика, его интересы, возможности,


Выдержка из работы

В речи можно выделить ряд составляющих, которые возникают в онтогенезе не одновременно. По мере развития ребенка постепенно оформляются разные функции речи, и каждая из них сохраняется на всю жизнь, постепенно усложняясь и совершенствуясь (15).

Выделяют несколько периодов развития речи:

Первый период – до рождения ребенка. Период восприятие чужой речи. Находясь в утробе матери, дети хорошо слышат и ее и окружающих. Есть мнение, что в это время речь активно записывается в банк памяти ребенка, подобно тому, как любой звук фиксируется на магнитной ленте: быстро, без искажений и без осмысления. Эту версию поддерживают не все специалисты, однако практически все считают, что взрослым надо общаться с неродившимся ребенком (вступать с ним в контакт вербальными и невербальными способами), тогда его развитие будет более благоприятным (18).

Второй период – от рождения до 4 мес. Период восприятия чужой речи. В это время идет активное поступление речи в банк памяти. Чтобы запись была полноценной, взрослые говорят в нормальном ритме и темпе, соблюдая общепринятые литературные нормы. Мозг ребенка фиксирует не только слова, но и мелодику речи, которая позже остается как национальный способности. Устраняется травмирующее ребенка воздействие окружающей совершенствуется в комплексе с развитием сенсорных и общедвигательных возможностей.


Заключение

Используя системный подход в обучении, специальное планирование раздела работы по развитию словаря, использование наглядности и моделирования, способствовало развитию познавательной активности у детей и успешному развитию связной речи.

Дети, находившиеся на высоком уровне развития словаря по окончанию формирующего эксперимента показали те же результаты. Дети, находящиеся на низком уровне повысили результаты, и перешли на средний уровень развития речи, а дети со средним уровнем поднялись на высокий уровень. По результатам этих данных можно сделать вывод выводу о том, что уровень развития речи некоторых детей хотя и не достиг возрастной нормы, но все-таки повысил качественную результативность.

Дети стали сосредоточеннее, внимательнее, активнее, вырос объем активного и пассивного словаря, в речи детей чаще стали появляться предложения сложные с сочинительной и подчинительной связью.

У детей с логопедическим заключением – моторная алалия в конце учебного года наблюдаются значительные улучшения – 50%. Без улучшений детей не было.

В ходе эксперимента была отмечена положительная динамика, проявляющаяся в изменении форм общения, обогащении его содержания!?! определилась перспектива игровой деятельности. Увеличилась продолжительность одной игры, что является объективным показателем повышения устойчивости игровых интересов.

В конце года число детей с уровнем выше среднего развития связной речи достигло – 50%. Результаты формирующего эксперимента показали, что состояние связной речи этих детей приблизилось к уровню развития детей массового сада. У них стал больше словарный запас, причем увеличилось употребление основных лексических единиц (существительных, прилагательных, глаголов).


Список литературы

Акимова Е.П. К проблеме психолингвистического анализа синтаксической структуры предложения в речи детей старшего дошкольного возраста [электронный ресурс] / Грамматический строй в онтогенезе. – 2006. – Режим доступа http://www.ruthenia.ru/folktee/CYBERSTOL/books/Det_speak/glava_5.htm


Купить работу

Название работы: Развитие словарного запаса у детей с моторной алалией старшего дошкольного возраста

700,00 руб


Эта работа немного не то что Вам нужно? Мы можем доработать эту работу под Ваши требования
Если Вам нужна полностью уникальная работа, именно по Вашей теме, то Вы можете совершенно бесплатно оценить сколько это будет стоить. Возможно срочное выполнение работ!

Не рекомендуем сдавать работу в чисто скачанном виде, возможно что она уже не раз сдавалась вашему преподавателю и уже успела примелькаться. Все представленные на складе студенческие работы можно использовать в качестве образца или примера для написания своей собственной работы. Из материала можно взять структуру, статистические данные или просто вникнуть в рассматриваемую тему.


В этом разделе вы можете скачать бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы по выбранному предмету. Также в каталоге содержатся платные работы, которые были написаны как профессиональными авторами, так и просто студентами. Но обязательно прошли проверку на соответствие жестким требованиям.


Понравившиеся студенческие работы — откладывайте в КОРЗИНУ. Позже Вы сможете их сравнить и выбрать нужные.

Мы настоятельно рекомендуем перед сдачей работы:

  • 1. Внимательно прочитай работу.
  • 2. Выпиши тезисами ключевые моменты.
  • 3. Подготовь несколько вопросов по тематике работы своему преподавателю.