Ознакомление детей с домашними и дикими животными

Реферат
по предмету  Педагогика | Работа сдана в 2009 году
Страниц: 20 | Рисунков:0 | Таблиц:0 | 0% плагиата

Содержание

Введение3

1 Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников5

Заключение20

Список литературы:21


Введение

Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам!?! эмоциональная отзывчивость на их состояние!?! интерес к природным объектам!?! стремление осуществлять с ними позитивные взаимодействия, учитывая их особенности как живых существ!?! желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.

Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно-ролевой игры. Сопоставление животного с игрушкой- аналогом и одновременно «обыгрывание» последней позволяет сформировать у детей первые представления о живом и заложить основы правильного обращения с ним. Использование литературно-сказочных персонажей (Чипполино, Незнайка и др.) вносит в процессы обучения игровой стержень, создает условия для слияния игровой и учебной деятельности, что повышает умственную активность детей.

Эффективность экологического развития дошкольников во многом обусловливается тем, насколько грамотно строится педагогом взаимодействия с детьми. Для успешного освоения детьми программы экологического образования, ее содержание нужно перевести в конкретный план действий, организовать педагогический процесс. Система складывается из взаимосвязи трех основных блоков.

Основными составляющими компонентами первых двух блоков являются наглядность и игра.

Следует отметить, что содержание экологической работы носит вариативный характер и предусматривает творческий подход в практической работе воспитателя с учетом его интересов и опыта.

Сущность наглядного моделирования заключается в использовании моделей, что помогает развивать у детей важнейшие операции мышления, т.к. основой развития умственных способностей детей является овладение ребенком действиями наглядного моделирования.


Выдержка из работы

Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

Работа по экологическому воспитанию с использованием вышеперечисленных методов направлена на решение следующих задач:

- формирование у детей способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей!?!

- развитие собственного познавательного опыта в общественном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, модулей)!?!

- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, модулирующие и преобразующие действия!?!

- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности

Ведущий вид деятельности дошкольников – игра

Виды деятельности, которыми занимается ребёнок, разнообразны: он с увлечением рисует, лепит, конструирует, танцует, учится выразительно читать стихи, петь, считать, ухаживать за растениями и животными, мастерит с отцом, помогает маме, с удовольствием занимается гимнастикой, плавает, различных умственных навыков дошкольников: умений анализировать, сравнивать, классифицировать, подводить под категорию.

Среди всего многообразия игр с правилами для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Уже само название - дидактические - говорит о том, что цель этих игр - умственное развитие детей. Следовательно, они рассматриваются как средство умственного воспитания детей.

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, различными природными материалами (листьями, семенами). Эти игры способствуют развитию сенсорики ребенка, формированию представлений о различных сенсорных качествах (цвет, величина и т. д.). Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развитие памяти, мыслительных процессов. К настольно-печатным играм относятся лото, домино, разрезные картинки, складные кубики и т.д. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Дидактические игры экологического содержания расширяют представления детей о взаимодействии человека и природы, деятельности Основная характеристика ИОС первого типа - использование игрушек-аналогов, которые изображают различные объекты природы. Игрушка способствует разграничению представлений сказочно-игрушечного и реалистического характера, помогает осознанию специфики живого, выработке возможности правильно действовать с живым объектом.

Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений, хорошо знакомых детям, чтобы вызвать интерес и привлечь внимание детей к дидактической цели занятия. При этом было обнаружено, что роль неизвестных игровых персонажей в обучении чрезмерно мала: они выполняют в основном развлекательную функцию, а в ряде случаев даже мешают решению программных задач занятия. Между тем герои полюбившихся сказок и мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектом подражания. На это указывают многие исследователи, изучавшие влияние литературных произведений на игру дошкольников, их поведение.

Третий тип ИОС - это различные варианты игры в путешествие: «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю» и др. Во всех случаях это сюжетно-дидактическая игра, включенная в занятия, наблюдения, труд.


Заключение

Игра - не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними.

В дидактических играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. Игры проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время.

Игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы. Осознать невозможность нарушения ее целостности и неповторимости. Понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе. Исходя из этого, можно предположить, что дидактические игры экологического содержания обеспечивают не только эффективность усвоения дошкольниками представлений о правилах поведения в природе, но и их соблюдение в реальном взаимодействии с природой. Контроль за их соблюдением со стороны взрослого и сверстников способствует предупреждению негативных поступков детей в природном окружении и воспитанию у дошкольников осознанного отношения к живому.


Список литературы

«Мир природы и ребенок» (Методика экологического воспитания дошкольников) под ред. Маневцевой Л.М. – С-Пб, Акцидент, 2007.

Горщенко Е. "Природа и люди" – М., Просвещение, 2003.

Дрязгунова В.А. "Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями" – М., 2007.

Дыбина О.В., Рахмакова Н.П., Щетинина В.В. «Неизвестное рядом» занимательные опыты и эксперименты для дошкольников – М., ТЦ «Сфера», 2005.

Егоренков Л.И. "Основы экологии и охраны окружающей среды" – М., ГУЗ, 2004.

Егоренков Л.И. "Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников". Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов – М., Аркти, 2001.

Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей «Мы» «Азбука экологии» - С-Пб, 2002.

Красиков С. "Лесная энциклопедия" – М., ТОО «Природа и человек», 2007

Лучич М.В. "Детям о природе" – М., Просвещение, 2003.

Марковская М.М. «Уголок природы в детском саду» - М., 2007.

Николаева С.Н. "Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве" – М., 2005.

Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. Методический материал для работы с родителями в дошкольных учреждениях – М., 2003.

Петров В.В. Растительный мир нашей родины – М., Просвещение, 2004.

Программа Васильева М.А. - М.: Просвещение, 2007.

Рыжова Н. Программа «Наш дом природа» - центр «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца – М., Просвещение, 2003.


Купить работу

Название работы: Ознакомление детей с домашними и дикими животными

150,00 руб


Эта работа немного не то что Вам нужно? Мы можем доработать эту работу под Ваши требования
Если Вам нужна полностью уникальная работа, именно по Вашей теме, то Вы можете совершенно бесплатно оценить сколько это будет стоить. Возможно срочное выполнение работ!

Не рекомендуем сдавать работу в чисто скачанном виде, возможно что она уже не раз сдавалась вашему преподавателю и уже успела примелькаться. Все представленные на складе студенческие работы можно использовать в качестве образца или примера для написания своей собственной работы. Из материала можно взять структуру, статистические данные или просто вникнуть в рассматриваемую тему.


В этом разделе вы можете скачать бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы по выбранному предмету. Также в каталоге содержатся платные работы, которые были написаны как профессиональными авторами, так и просто студентами. Но обязательно прошли проверку на соответствие жестким требованиям.


Понравившиеся студенческие работы — откладывайте в КОРЗИНУ. Позже Вы сможете их сравнить и выбрать нужные.

Мы настоятельно рекомендуем перед сдачей работы:

  • 1. Внимательно прочитай работу.
  • 2. Выпиши тезисами ключевые моменты.
  • 3. Подготовь несколько вопросов по тематике работы своему преподавателю.